Урок Победы 1 сентября

УРОК К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

"Через года, через века,

От поколения к поколению..."

 

 

Урок Победы.

Цели: ознакомление учащихся с историей Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Сформировать представление о Великой Отечественной войне и её героях.

2. Развивать познавательной активности и самостоятельности учащихся, формирование хронологических и картографических умений учащихся, отрабатывать умения анализировать, делать выводы, сравнивать.

3.Прививать у школьников интерес к военному прошлому Отечества, воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, его историю.

Оборудование: Персональный компьютер, колонки, мультимедиа - проектор, экран.

Ход мероприятия.

  1. 1.Организационный момент.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова и подумайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Его бомбили – он лежал.

К нему летел снаряд.

В него стреляли – он бежал

Вперёд, а не назад.

Чем дальше я пройду вперёд –

Мечтал солдатик мой, -

Тем больше хлеба в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу, -

Смекал он на ходу, -

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду!. . . .

Тема нашего урока: «Через года через века,

                                     От поколения к поколению...»

(1 слайд презентации)

 

Что вы знаете об этой войне?

Сколько лет длилась?

  1. 3.Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

22 июня1941 года Германская армия обрушила свой удар на Советский Союз. Враг рассчитывал на быструю победу.

(2 слайд презентации)

Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости.

- А что вы знаете об этом сражении? (Рассказы учащихся)

УЧИТЕЛЬ: 

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

(3 слайд презентации)

Около месяца пограничники вели непрерывный бой, сдерживая напор врага. Почти все погибли.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Но враг стремился вглубь страны и приблизился к Ленинграду. Окружив город и отрезав его от тыла. Люди остались без воды и еды. Началась блокада Ленинграда. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзали водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро мерзнущих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Не обошла смерть и семью Тани Савичевой. Почти вся семья Тани погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации 1 июля 1944 года.

Враги надеялись, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Но фашисты просчитались. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

В январе 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.

Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен 27 января 1944 года.

(4,5 слайды презентации)

Разминка для глаз.Закройте глаза и представьте о чём мечтали люди в те страшные годы, что им снилось? (Ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: 

БИТВА ПОД МОСКВОЙ

Сентябрь 41-го года. Враг подошел к столице.

Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Но этим планам не суждено было осуществиться.

(6 слайд презентации)

В результате контрнаступления под Москвой и общего наступления Красной Армии противник был отброшен на запад на 150-400 км, ликвидирована угроза захвата советской, столицы, облегчалось положение на других фронтах. Были освобождены от захватчиков Московская, Тульская, частично другие области, Керченский полуостров, а также свыше 60 городов. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские «полчища» от любимого города. Победа под Москвой воодушевила всех людей.

(7 слайд презентации)

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

Фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда. (Волгограда) Началась 6 месячная Сталинградская битва. Что вы знаете об этой битве? (ответы детей)

 Сталинградская битва была самой ожесточённой из всех битв Великой Отечественной войны. (8 слайд презентации)

Мамаев курган, защитники Сталинграда называли его главной высотой России. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток (9 слайд презентации)

КУРСКАЯ БИТВА

Но враг не хотел сдаваться и начал новое наступление в Курском направлении. Враг хотел окружить и уничтожить наши войска.

Но советское командование разгадало замысел врага.

(10 слайд презентации)

Люди радовались, и повсюду звучала песня «Катюша» (стоя поём)

Учащиеся помечают на карте флажками (Курская битва, Сталинградская битва, Битва под Москвой, блокада Ленинграда,)

После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

В начале 1945г советские войска вступили на территорию Германии.

Покажите по карте: откуда началась Вторая Мировая война; куда стремился Гитлер; где произошел переломный момент войны; где оказались гитлеровские войска в 1945 году?

И добравшись до Берлина, водрузили знамя Победы над Рейхстагом

(11 слайд презентации)

В ночь с 8 по 9 мая 1945 года состоялось подписание договора о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии.

Свою лепту в Победу внесла и Тамбовская область.

Если на начало Великой Отечественной войны в регионе насчитывалось 1,862 млн жителей, то к концу — 1,26 млн человек. Численность населения сократилась на 600 тыс. человек. Помимо фронтовых потерь, ещё 150 тыс. человек скончались в тылу от болезней и лишений. (12 слайд презентации)

Многие уроженцы Тамбовщины отмечены высокими боевыми наградами. 396 земляков в годы войны удостоены звания Героя Советского Союза. Всего за годы войны боевыми медалями и орденами СССР были награждены свыше 100 тыс. тамбовчан, 50 стали полными кавалерами ордена Славы.

Среди Героев нельзя не отметить Зою Космодемьянскую, которая стала первой женщиной — Героем Советского Союза и превратилась в один из символов борьбы с фашизмом.

(13 слайд презентации)

Когда линия фронта вплотную приблизилась к Тамбовской области, она стала играть важную военно-хозяйственную роль в обороне страны. Огромное значение для экономики приобрела продукция промышленности и сельского хозяйства. Областные предприятия начали осваивать и производить различные виды оружия, ремонт боевой техники. Городское население трудоспособного возраста было мобилизовано для работы на производстве. На предприятия вернулись многие рабочие пенсионного возраста. Колхозники не покладая рук обеспечивали армию продовольствием. В селах и деревнях, где почти не осталось мужчин, в уборке урожая участвовали и дети, и старики.(14 слайд презентации)

При 12-часовом рабочем дне тамбовчане работали по 15 часов. Около 80% зарплаты отдавали армии. Каждая вторая пачка махорки, выкуренная советскими солдатами, была произведена на Моршанской табачной фабрике. Каждый пятый советский солдат был одет в шинель из сукна, произведенного на Арженской и Моршанской суконных фабриках. Работники тамбовских артелей шили гимнастерки, ватные брюки, сапоги, валенки, сумки для патронов. Лесные хозяйства выпускали авиасани, гладилки, лыжи. Настоящий подвиг совершили железнодорожники. Из-за роста масштабов перевозок и утраты части железнодорожной сети перевозки через Тамбовскую область в 1941—1942 годах приобрели чрезвычайно важное значение. Железнодорожный узел Мичуринск — Кочетовка стал третьим по значению в стране (после Москвы и Горького). Через него шли эшелоны с солдатами, военные грузы и продовольствие. Поскольку линия фронта проходила близ Тамбовской области, здесь было организовано множество госпиталей, которые размещались в помещениях школ, больниц, санаториев. Тамбовская область стала самой крупной госпитальной базой в стране.

(15 слайд презентации)

Из каждой семьи были на фронте наши деды, прадеды.

А что вы знаете о своих родных и близких, ушедших на фронт.

Рассказ учащихся

(Попов Константин Васильевич. На фронте был связистом. Имеет награды: медали «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда»

Дубовицкий Пётр Алексеевич родился 1 января 1908 года в пос. Чемерика Староюрьевского района Тамбовской области, имеет награждения: медаль «За оборону Москвы», медаль «За отвагу», медаль «За оборону Бреста», медаль «За взятие Берлина» орден «Красной Звезды»)

(16 слайд презентации)

(Кулаков Иван Степанович 1923 года рождения. Свой боевой путь начал с первых дней войны в Белоруссии, а закончил под Берлином в воинском звании – краснофлотец. Освобождал города: Пинск, Гомель, Белосток, Чернигов. Имеет награды: орден «Красной Звезды», две медали «За отвагу»

Пустынникова Анна Даниловна имеет медаль «За оборону Сталинграда» и юбилейные медали)

(17 слайд презентации)

Настал день Великой Победы.

Песня «День Победы»(прослушивание)

Информация учителя:  

В Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Прошли по площади солдаты - победители, к подножию Мавзолея были брошены знамёна разгромленных фашистских войск. 

Командовали парадом маршал Константин Константинович Рокоссовский, и принимал парад знаменитый маршал Георгий Константинович Жуков. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.

Мы должны помнить всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно. Почтим всех их минутой молчания.

 (18слайд презентации) Метроном

Итог мероприятия.

Какой была цена Победы?

Когда мы празднуем День Победы?

Что значит для нас этот день?

Рефлексия: Что узнали нового на уроке?

 О чём вы уже знали?

  Что понравилось на уроке?

 

 

Литература:

Сергей Алексеев «Таня Савичева»

Любовь Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»

Лев Савельев «Дом Павлова»

 

Цифровые ресурсы:

https://iarex.ru/articles/75030.html

https://pamyat-naroda.ru/

https://pbs.twimg.com/media/DhWHpuwWkAEvvmZ.jpg:large

https://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва

https://ru.wikipedia.org/wiki/Брестская_крепость

 

 

Дополнительная информация